Российский опыт – первые самолеты
Удивительно, но в России операторы одними из первых обратили внимание на самолеты. Еще в декабре 2007 года, когда стартовал первый международный проект, в Билайн стали изучать этот опыт. Практически одновременно изучением этого вопроса занялись и в МегаФон. К сожалению, в 2008 году кризис помешал осуществлению планов, об этих проектах пришлось забыть. Но если в Билайн их отложили на неопределенный срок, то в МегаФон их немного перенесли.
В 2010 году первый самолет с базовой станцией Мегафон поднялся в воздух, им стал авиалайнер Airbus А321 «Мстислав Келдыш». Партнер МегаФон в проекте компания «Аэрофлот». До марта 2011 года в самолете можно было попробовать отправить SMS или получить его бесплатно, также можно было попробовать GPRS-соединение. От голосовых услуг отказались, хотя оборудование поддерживает их. Причина в том, что по опросу авиакомпании «Аэрофлот» большинство пассажиров против того, чтобы рядом с ними кто-то говорил по телефону во время полетов. Многие люди предпочитают спать, а разговоры будут им мешать. Поэтому голосовой связи и не будет, хотя включить ее - дело одного нажатия клавиши.
Оборудование закуплено у компании OnAir, она частично принадлежит Airbus, все оно прошло полную сертификацию авиапроизводителя, отлично вписано в интерьер самолета и полностью безопасно. Установка оборудования происходит во время планового осмотра авиалайнера, его технического обслуживания (C-check). Для России это приобретает дополнительную сложность, так как авиалайнеры Airbus обслуживаются в Германии, и все установленное оборудование там, не будет считаться официально ввезенным в нашу страну. Поэтому вначале базовую станцию устанавливают в Германии, затем аккуратно все разбирают и ввозят ее в Россию. Затем монтируют ее в самолете повторно. Вот такой замысловатый путь проделывает базовая станция из-за вопросов, связанных с таможней.
Спутниковый канал предоставляется Inmarsat, это глобальный партнер OnAir. В небольших самолетах можно установить только один спутниковый ресивер, он обеспечивает канал в 383 Кбит/с. В больших самолетах есть место для установки двух ресиверов, соответственно, канал ровно в два раза больше. В начале 2012 года Inmarsat планирует перейти на другую технологию доступа, тогда скорость канала вырастет до нескольких мегабит. Переоборудование самолета не вызовет проблем, это дело десятка минут.
Узость канала объясняет, почему на борту самолета доступен только GPRS, более скоростные технологии тут и вовсе не нужны. Ведь максимальная скорость доступа для подключившегося к бортовой сети составляет около 40 Кб в секунду, что несравнимо с любым интернетом на земле (это даже не dial-up). И это только на одного пользователя, а на борту их может быть до 200 (в первом оборудованном самолете число посадочных мест около 170).
От технической стороны вопроса давайте перейдем к финансовой. Партнером МегаФон в проекте выступает компания «Аэрофлот». На данный момент в планах переоборудовать пять самолетов, чтобы посмотреть на спрос на эту услугу. Проект полностью финансируется МегаФон, а он недешев. Так, стоимость оборудования только для одного самолета составляет порядка миллиона евро. Нетрудно понять, что срок окупаемости таких вложений при сохранении небольшого числа самолетов составит плюс бесконечность. В расчет также стоит взять аренду канала Inmarsat, при отсутствии постоянного спроса это также оборачивается убытками.
Читайте: |
---|