Мегафон: сотовая связь с борта самолета
Мы привыкли к тому, что перед взлетом самолета нас просят отключить все электронные приборы, а также сотовые телефоны. Несколько лет назад ситуация доходила до смешного, достав телефон во время полета, вы могли вызвать возмущение ваших соседей, которые считали, что мобильный телефон на борту опасен. На моих глазах в 2000 году стюардесса вырывала телефон у пассажира, который играл в змейку на нем. В буквальном смысле этого слова. Времена изменились, многие изучили свои телефоны, обнаружили режим работы «В самолете», когда радиочасть телефона отключается. Но звонить с борта самолета никому не приходит в голову, связи на высоте полета, как обычно, нет. Изредка доступные станции самолет пролетает так быстро, что мелькнувшая на экране заставка кажется мороком.
У тех, кто часто летает, сложилось стойкое убеждение, что самолет - это зона, свободная от звонков мобильных телефонов. И правда, перед взлетом пассажиры отправляют SMS, звонят родственникам, тот же ритуал происходит сразу после посадки, самолет еще катится по полосе, а трели телефонов уже разрывают кабину авиалайнера. Словно в отместку за несколько часов вынужденного молчания.
Но многие самолеты оснащены телефонами, первоначально это были рейсы через Атлантику либо перелеты на большие расстояния. Такие телефоны, как правило, помещали около кабинок туалетов, они были спутниковыми и не поддерживали входящую связь. Стоимость одного звонка около 10 долларов за минуту или даже выше, при этом вне зависимости от того, поднял ваш собеседник трубку или нет. Из-за цены услуга была не слишком популярной, постепенно от нее стали отказываться. С другой стороны, для самолетов, отправляющихся на дальние расстояния, создали систему развлечений пассажира во время полетов (InFlight entertainment - IFE). Современная система состоит из экрана, встроенного в спинку впереди стоящего кресла, на нем можно смотреть фильмы либо наблюдать за полетом, а также выбрать музыку. Также есть самолеты, в подлокотник которых встроены телефонные трубки. С их помощью можно позвонить как внутри самолета, достаточно знать только номер кресла, так и, используя спутниковую связь, набрать номер на земле. Стоимость звонка такая же астрономическая, около 10 долларов за минуту. Сканер кредитных карт тут же, в подлокотнике.
За долгие годы полетов я ни разу не видел, чтобы кто-то воспользовался спутниковыми телефонами на борту самолета. Дорого и не очень интересно, так как вы гарантированно привлекаете к себе внимание. Не всем это нравится, у кого-то это вызывает раздражение.
Начиная с 2007 года на борту некоторых самолетов Emirates, а также Air France появилась другая возможность: ваш телефон регистрировался на базовой станции, которая расположена прямо на борту, и вы могли получать входящие SMS-сообщения, а также звонить и писать SMS прямо со своего номера. Расценки на связь на борту были аналогичны роуминговым, то есть высокими, но значительно дешевле, чем спутниковая связь до того.
Первые проекты начались в декабре 2007 года. На данный момент работает несколько бортовых операторов связи, крупнейший - AeroMobile. Он позволяет осуществлять как голосовые звонки, так и SMS-общение, а также предоставляет EDGE-соединение. При этом у него есть роуминговые соглашения с большинством крупных операторов мира, в том числе и с российскими операторами. Поэтому, попав на борт такого самолета, вы сможете воспользоваться услугами связи, ваш номер останется неизменным. К сожалению, найти общее число самолетов, оборудованных базовыми станциями на начало 2011 года, мне так и не удалось. Но в общей массе самолетов эта услуга остается нишевой, нельзя говорить, что она распространена.
В марте 2008 года, когда стартовал проект AeroMobile, вместе с авиакомпанией Emirates связь была на 23 самолетах. К декабрю 2008 года уже 50.000 человек позвонили с летящего самолета либо воспользовались другими услугами. К февралю 2011 года число людей, воспользовавшихся этой услугой, выросло до 5 миллионов. Довольно хорошие темпы роста. Число ежедневно совершающих полеты самолетов достигло 220.
Читайте: |
---|